banner1

Войти
A+ A A-

Это – НЕ христианство! (Ч.23)

Толкут и пользуют блудницу, как говорят и в хвост и в гриву

В 1925 г. создается Лига воинствующих безбожников с целью массовой пропаганды атеизма. Впоследствии атеистические агитики были усилены жесткими административными мерами. Началось многолетнее массированное наступление на Церковь. Всякая официальная религиозная жизнь в стране Советов перестала существовать.

В 1929 г. был издан закон о религиозных культах. Запрещались все виды миссионерской деятельности, ограничивалась работа с детьми и молодежью в церквях. Священнослужителям запрещалось распространять свою деятельность за пределы своей общины. Предусматривался изощренный порядок регистрации общин, незарегистрированная религиозная деятельность запрещалась. Запрещалась материальная помощь членам общины. Христианские Союзы и их издания были закрыты. Началась массовая конфискация молитвенных домов. Взрыв Храма Христа Спасителя в Москве стал актом начала широкомасштабной войны против всякой религии. Репрессии ставили своей целью отправить в тюрьмы всех пресвитеров, а общины закрыть. Основные волны арестов пришлись на 1929-30, 1933-35 и 1937-38 гг. Руководитель евангельских христиан Проханов И.С. был выслан за границу, умер в изгнании. Полномочия Проханова перешли к Якову Жидкову, который стал послушным прислужником властей.

Наступили страшные сороковые годы военного лихолетия. Гитлеровские армии стремительно продвигались вглубь страны. Началась массовая мобилизация. Перед каждым христианином лично встал вопрос «Как быть?» Одни поступили по призыву своих наставников о необходимости проявить повиновение властям, которое одобряется Богом. Другие надели военную шинель в надежде, что Бог выйдет им навстречу и обеспечит место в санбате или обозе, позволив избегнуть, таким образом, необходимости стрелять в людей. Третьи с самого начала твердо заявили о своей христианской вере, что будут соблюдать заповедь Божью «Не убей» до конца. Военные трибуналы заработали во всю силу: упорствующих в неповиновении закону ссылали в лагеря, расстреливали.

На оккупированных территориях германские власти дали разрешение на религиозную жизнь. Православные и католики стали ремонтировать храмы и проводить службы, евангелисты возобновили свои богослужения. В 1942 г. евангельские христиане, баптисты и пятидесятники Белоруссии и Прибалтики объединились в Союз.

В 1943 г. состоялась Тегеранская конференция трех руководителей союзных держав во Второй мировой войне: Сталина, Рузвельта и Черчеля. В результате принятой декларации союзники обещали открыть второй фронт на условии, что в СССР будут соблюдены права верующих и гражданские свободы, а также после разгрома Германии СССР объявит войну Японии. Это дало возможность официально (частично) восстановить деятельность церквей. Приостанавливается атеистическая пропаганда. Сталин приглашает на беседу митрополита Московского Сергия. В 1943 г. в Москве собрался архиерейский собор. Сергий был избран патриархом Московским. Открылись храмы в селах и городах. Воссоздались духовные семинарии, стал выходить «Журнал Московской патриархии».

В 1944 г. на состоявшемся съезде два ранее существовавших союза – Союз евангельских христиан и Союз баптистов были объединены в один Союз христиан и баптистов с руководящим органом в лице Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ) и печатным изданием «Братский вестник». Официально была восстановлена деятельность общин адвентистов. Ответственным лицом от адвентистов был пресвитер московской общины Г. А. Григорьев. По его ходатайству был восстановлен Совет общин АСД. Политическое руководство страны добилось своей цели – поддержки церкви и одобрения войны ею. Православная церковь организовала сбор денежных средств на производство танков и самолетов. В евангельских общинах ВСЕХБ организовал сбор средств на покупку санитарного самолета. Выпускались совместные обращения с указанием дней общей молитвы за победу над врагом. Меннониты и пятидесятники от вступления под крышу ВСЕХБ отказались, так как в руководстве Союза были люди, завербованные органами НКГБ. Через завербованных служителей осуществлялась политика отступления зарегистрированных общин от евангельского учения.

Закончилась война. Власти усилили давление на пятидесятников, баптистов и евангельских христиан Эстонии, Латвии и Белоруссии с целью присоединения к ВСЕХБ. Руководству этих общин напомнили о том, что они принимали религиозные свободы от оккупационных властей, что приравнивалось к предательству. Поэтому, чтобы избежать нового более жестокого гонения, в легальный Союз вошли баптисты, евангельские христиане Прибалтийских республик и пятидесятники всего Советского Союза. Это слияние получило название Августовского соглашения 1945 г. Условия вхождения в Союз для пятидесятников были жесткие: запрещалось говорение языками на общих молитвах, омовение ног, проповеди и учение о крещении Духом Святым.

Руководство ВСЕХБ рьяно приступило к ликвидации «шумовых эффектов» на богослужениях пятидесятнических общин. За период 1945-47 гг. на имя Афанасия Ивановича Бидаша – руководителя пятидесятников – поступил обильный поток жалоб от церквей и служителей о том, что эмиссары ВСЕХБ под угрозой отлучения от церкви (а самих пресвитеров – под угрозой снятия со служения) принуждают к отказу от учения Нового Завета. Бидаш созывает совещание служителей, не согласных с Августовским соглашением, на котором было намечено создание отдельного Союза. Здесь же на совещании руководители получили откровение Св. Духа: «Пойдете в узы». В 1948 г. в Днепродзержинске состоялся Съезд. Был принят итоговый документ «Догматы Христиан Веры Евангельской». Этот документ содержит 11 пунктов. В первом пункте говорится: «Мы, Христиане Веры Евангельской, признаем крещение Духом Святым со знамением иных языков…. Последний пункт заканчивался призывом: «Всем священнослужителям, вошедшим в Союз и вышедшим из него, срочно предлагается возобновить служение по закону Духа жизни, согласно Догматам ХВЕ». С этого момента появилось два направления пятидесятнического движения: регистрированные пятидесятнические общины, оставшиеся под властью ВСХЕБ, и независимые – последовавшие призыву епископа Афанасия Бидаша.

В 1947г. были принуждены к вхождению в ВСЕХ общины христиан в Духе Апостолов, а в 1963г. под крышей Союза укрылись некоторые общины меннонитов. При создании ВСЕХБ Сталин был уверен, что теперь через послушный ему орган Совета он будет иметь полный контроль над евангелическим движением. Однако выход из легального Союза пятидесятников показал просчет проводимой религиозной политики. Поэтому в 1948 г. власти начинают «закручивать гайки».

Без всяких объяснений закрывается журнал «Братский вестник». Недовольных снова стали сажать в тюрьмы, а сроки сталинских репрессий были немалые – до 25 лет. Руководству ВСЕХБ фактически был предложен только один вид деятельности – миротворчество. Мнимые пастыри, не отставая от иерархов Московской патриархии, на весь мир трубили ложь, что в СССР верующие пользуются полной религиозной свободой, и что сведения о гонениях и репрессиях есть не что иное, как злой вымысел антисоветских элементов. ВСЕХБ стал проводить через регистрированные общины пропаганду патриотизма и любви к Советской родине. Совет так горячо увлекся предоставленным сценарием «миротворчества», что его руководители Карев и Орлов получили правительственные награды.

Фото: Карев и Жидков в теплом кабинете.

Карев и Жидков

Смерть Сталина принесла на короткие годы некоторую передышку. Осужденным на 25 лет срок был сокращен или заменен на 8 лет. Многие узники вернулись на труд в церкви. По всей стране прокатилась волна духовного пробуждения в церквях.

Возвратившийся из уз А.И. Бидаш собирает в 1956 г. несанкционированный властями Съезд служителей нерегистрированных пятидесятнических общин. Было провозглашено воссоздание самостоятельного Союза ХВЕ. Представители Советского правительства потребовали списки верующих, с целью убедиться в том, что пятидесятников вполне достаточно для создания самостоятельного их Союза. Не все верующие отважились указать свои фамилии и адреса. Некоторые пресвитеры были вынуждены в связи с этим указывать только общее количество верующих в поместных церквях, подтверждая это своей подписью. Разрешения на легализацию воссозданного Союза не последовало. Полученные властями списки были использованы КГБ для проведения репрессий против доверившихся им христиан. Все епископы Союза ХВЕ были сосланы в лагеря. На свободе остался единственный епископ братства, проживающий на территории Казахстана, И. Славик.

Наступали хрущевские гонения 1959-64 гг.

Еще в 1957 г. на конференции общества «Знание» были разработаны направления новой научно-атеистической пропаганды. Во главе стояли уже хорошо подготовленные в этом деле бывшие агитаторы «Лиги воинствующих безбожников». Общество начинает издавать ежемесячник «Наука и религия», а на Украине дополнительно еще одно издание «Воинствующий Атеист». Всего за время хрущевской антирелигиозной кампании обществом «Знание» было выпущено 355 издательских наименований по атеизму тиражом более 6 млн. Основная задача атеистов пропаганды сводилась к демонстрации несостоятельности религии на фоне достижений науки, несовместимости коммунистической и религиозной морали. В большом ходу была клевета, особенно по поводу «изуверских обычаев пятидесятников», под которыми понималось крещение Духом Святым и последующее говорение на иных языках. В 1959 г. в систему образования вводятся предметы, формирующие атеистическое мировоззрение.

Горечь начавшихся гонений для всех христиан еще была и в том, что религиозные уступки Сталина в военные годы не были закреплены законодательно, и закон о религиозных культах 1929 г. никто не отменял. Теперь же власти, разослав указания руководителям церквей, требовали выполнения существующего законодательства. Таким образом, государство вынуждало самих служителей церквей собственными руками проводить антирелигиозную политику. Уголовный кодекс был пополнен карающими за веру статьями, особенно ст. 22, предусматривающей лишение свободы до 5 лет за «подстрекательство» граждан к нарушению закона о религиозных культах.

Первый удар был нанесен по Православной церкви: из 22 тыс. православных храмов, действующими остались только 7,5 тыс., число клириков уменьшилось на 70%. Сорок монастырей было закрыто, монахи были разогнаны. С особой силой начались эпидемии арестов.

Фото: Узник за Христа Березкин И.М. - Священник РПЦ

Березкин И.М. - Священник РПЦ

Не прошли стороной репрессии и лояльных баптистов. Их молитвенные дома закрывались сотнями, недовольных отправляли в узы. Перепуганное руководство ВСЕХБ, не без указки госбезопасности, срочно переделывает свой Устав, который сами баптисты на местах назвали «антиевангельским». Устав запрещал: крещение лиц моложе 18 лет; занятия по изучению Библии; занятия хоров; декламацию стихов; встречи проповедников и руководителей церквей; оказание материальной помощи членам общины из общей казны; миссионерскую деятельность. Именно новый устав породил раскол в среде баптистов, вызвав новое течение «реформаторов-инициативников».

Около 80 тыс. богобоязненных христиан-баптистов решили выйти из состава легального Союза. После длительных переговоров Оргкомитета отделившихся общин с руководством ВСЕХБ стало ясно, что примирения не будет. Власти организовали одно из самых жестоких гонений на непослушные общины. Большинство из отделенных баптистов пошли в узы, а их семьи подверглись гонениям. Сотни мужественных детей Божьих были брошены в тюрьмы, многие были замучены без суда и следствия.

Казалось, что этим трудным временам не будет конца. Но Бог определил предел этим гонениям. В пятидесятнических общинах, в местах заключения Дух Святой открывал Церкви, что грядут времена свободы, произойдет распад СССР, и люди смогут спокойно выезжать из страны и въезжать, будет свобода проповеди Евангелия. Претерпевшие скорби и еще находящиеся в узах мужественные дети Божии плакали от радости. Умом они не понимали – как это может быть, но они сильно желали этой свободы и верили пророческому слову.

Гонения не прекращались, но стали исчезать жестокость и озлобленность преследователей. Власти стали призывать свои комитеты к более корректному толкованию религиозного законодательства. Был объявлен негласный мораторий на клеветнические нападки атеистов в прессе. Умные люди, занимающие высокие должности, начинали видеть бесполезность преследований, и что правда находится на стороне гонимых. В одной из статей «Комсомольской правды» один откровенный атеист писал: «Ликвидация церквей не делает верующих атеистами». Несправедливые гонения привели к росту «религиозного подполья», что было нежелательным явлением для государства, которое панически боялось всего того, что не в силах оно было контролировать. Суровый режим плодил инакомыслящих, не менее изобретательных и упорных, чем их преследователи. За последние десятилетия гонений на Церковь советское общество не только не перешло от социализма к коммунизму, но напротив, стало откатываться назад. Коммунистическая пропаганда и воспитание масс, замешанные на лжи и клевете, принесли отрицательные плоды: все больше людей переставало верить в коммунизм, а с подрывом выдуманной веры рушилась и придуманная сплоченность народа.

В 1985 г. руководитель страны М.С. Горбачев начинает перестройку. В августе 1991 г. реакционные силы в руководстве СССР предпринимают попытку государственного переворота, потерпевшую крах. Армия не стала в ряды заговорщиков, войска отказались стрелять в народ. В декабре 1991 г. руководители Белоруссии, России и Украины заявили о прекращении существования СССР и подписали Соглашение о создании Содружества независимых государств (СНГ). После распада СССР пал «железный занавес» вокруг страны, и наступила долгожданная свобода, о которой говорил Господь. У церквей появилась возможность легализации своей деятельности. Стали организовываться самостоятельные Союзы прежде гонимых общин пятидесятников, баптистов, адвентистов и меннонитов. По Указу Президента РФ последовала передача религиозным организациям культовых зданий и другого имущества, началось восстановление православных и католических храмов.

Церкви при коммунистическом режиме испытали не только гонения, но и разделения.

В 1960г. произошел раскол в Союзе адвентистов. Основной причиной разделения церкви АСД способствовал фактор: «Кто должен почитаться большим?» О, как, судя по-человечески, хочется, однажды добившись вершины власти, никогда не потерять ее! Здесь во многом сыграла общепринятая установка – «пожизненно». Иногда мы не можем отойти тихо – и тогда создаются проблемы на десятилетия, что и произошло в Совете ВСАСДа после 1955 года: новое руководство Союза не могло признать самовольно оставшийся центр из «старых», а самовольно созданный центр из «старых» не хотел признавать, как они выражались, навязанного властями переизбрания. Разделение становилось настолько ощутимым, что в самих общинах дело доходило до потасовок. Спустя 12 лет обе противоборствующие стороны собрались в Москве и приняли мудрое Обращение к церквям, в котором, в частности, говорилось «…Мы считаем, что во всем возникшем нет и не будет победителей и побежденных из людей никого. Победителем да будет во всем наш Господь Иисус Христос…

Мы … заявляем

  1. 1. ВСАСД с 12.12.1960 года органами государственной власти был упразднен, поэтому просим всех дорогих братьев и сестер нигде и ни при каких обстоятельствах не ссылаться на ВСАСД или его бывших сотрудников, а также на московских братьев и Московскую общину, ибо мы не представляем в настоящее время из себя никакого духовного центра…
  2. 3. Что касается самовольного распространения отдельными лицами среди верующих всяких писем, как с одной, так и с другой стороны, и брошюрок … в которых содержалась полемика, и искажались факты и истины, что еще больше увеличилось замешательство, то все эти брошюрки, книги и письма подлежат изъятию, уничтожению и поэтому забвению.
  3. 4. …По обстоятельствам, не зависящим от нас, каждая община АСД является автономной церковной организацией, руководимой Святым Духом и священнослужителями: пресвитером, диаконом, избранным общим собранием членов данной общины…

Мы также разъясняем, что по существующему положению, никакой проповедник или член общины не имеет права вмешиваться в дела других общин, если он на это не приглашен данной общиной.

  1. 5. Во избежание новых распрей и дальнейшего разделения советуем всем без исключения, которые были исключены по причине разделения, подать заявления в те общины, из которых исключены, о признании своей вины и желании присоединиться к народу Божьему. Просим проявить к таковым дух Христа и не чинить никаких препятствий, но принять их в члены на основании Слова Божьего…» («История Церкви христиан АСД в России», т.1 Д. Юнак, 2002). Это был исключительный шаг. Многим казалось, что это решение приведет к гибели Союза. Но жизнь показала другое: распри затихли, а в 1981 г. произошло объединение общин АСД.

В Союзе ХВЕ произошло разделение в связи с «Таллинским пробуждением». Пробуждение в Эстонии в конце 70-х годов пришло из Финляндии, где последователи Кетрин Кульман проповедовали Евангелие в силе Духа Святого. Массы народа хлынули в Таллин, где проходили молитвы за исцеление. Люди получали исцеление от неизлечимых болезней, расслабленные вставали, слепые прозревали, явные признаки уродства навсегда покидали людей. Радость была неописуемая. Но к Божьим деяниям примешались человеческие страсти и умствования. Руководителями зародившегося движения были недавно уверовавшие дети Божии. Старшие братья попытались терпеливо и снисходительно помочь им глубже осмыслить происходящее, но в большинстве случаев лидеры пробуждения решили идти своим путем. Таллинские служители, пренебрегая фундаментальными основами Священного Писания, утверждали, что не надо никакого учения, а нужны сила Духа Святого и любовь. Пробуждение привлекло внимание органов КГБ, последовал запрет проводить богослужения на русском языке, движение пошло на убыль. Таллиннская община пополнилась не только за счет новообращенных, но и за счет христиан, перешедших из различных деноминаций. Пастыри не организовали надлежащего обучения, чтобы здравое вероучение пустило глубокие корни; паства стала подвержена полностью всякому ветру учений. Появившееся вскоре харизматическое течение увлекло молодежь общины. Оставшиеся христиане разделились по разным церквям. В руководстве пятидесятнического Союза возникли разногласия по вопросам церковного устроения, знанию самой природы и действий Святого Духа. В 1985 г. произошел раскол. В 1992 г. прекратился раскол и в Союзе ХВЕ. Руководители разделенных пятидесятнических общин Белых В.И. и Федотов И.П. подали друг другу руку общения, были забыты прежние разногласия, раскол прекратился. Восстановленный Союз получил новое название «Объединенная Церковь Христиан Веры Евангельской» (ОЦХВЕ).

Добрые перемены произошли и в других церквях.

В 1971г. на Поместном соборе РПЦ была снята анафема со старообрядцев. Сейчас общины староверов организованы в следующие церкви:

  • Русская православная старообрядческая церковь (РПСЦ);
  • Русская древлеправославная церковь (РДЦ);
  • Древлеправославная поморская церковь (ДПЦ);
  • Московская община согласия христиан – старообрядцев (МОСХ-С).

Но в 1989г. из-за административных и финансовых конфликтов от РПЦ отделились более ста священников и приходов. Они объединились в Российскую православную свободную церковь. Сейчас РПСЦ находится в стадии формирования устойчивой структуры церкви.

Следующая часть: Это – НЕ христианство! (Ч.24)

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

По этой же теме:

Метки отображают тему полнее:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить